Екатерина Андреева о Билле Виола

Цитата из книги Е.Андреевой "Все и ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века"

 
Bill Viola. "Two Women", 2008
Color High-Definition video on plasma display mounted on wall
Performers: Pamela Blackwell and Weba Garretson
Photo: Kira Perov

Произведения Билла Виолы говорят о времени, останавлива­ют мгновение. Виола в обращении с тканью видеообразов материален и вместе с тем традиционен. Его взгляд устремлен не на виртуальные электронные миры, а в сторону территории, места и вре­мени, материализованных в духовной традиции. Поиск Виолы направ­лен на то, что в тибетском буддизме называется «бардо», — территория пребывания души между физической смертью и обретением духовного пристанища. В этом отношении Виола такой же человек своего вре­мени, как и Хилл: если Хилла волновали интеллектуальные проблемы 1970-х (мир-как-текст), то Виолу — эзотерический духовный поиск за границами прогрессистского западного мира. В1979 году он отправля­ется в экспедицию в Сахару с намерением снять на видео мираж. Виола воспроизводит упования модернизма на чудо (расширенное восприя­тие), которое может быть достигнуто и при помощи новейших техноло­гий, и при помощи развития способностей тела как мощнейшего элект­ронного аппарата. Выбирая видеотехнику в середине 1970-х, Виола вполне отдавал себе отчет в том, что камера позволяет реализоваться двум взаимно отрицающим способам смотреть: смотреть через объек­тив как через прицел (именно так смотрит хозяйственная и военизиро­ванная западная цивилизация) и учиться интроспективному восточному зрению. Однако он считал, что интроспективное зрение нуждается в новейшей технике, которая, отслужив войне, становится орудием твор­чества.

В 1976 году одно из своих первых рассуждений об искусстве Виола снабдил монтажом из цитат, в котором сообщение «New York Times» о количестве заключенных в советских лагерях, подсчитанном при помощи космической разведки ЦРУ (спутниковых видеотрансляций), осседствовало с фрагментами из книги П. Д. Успенского о четвертом измерении и о силе визуализации по внутреннему имманентному зна­нию (например, знанию о том, как тело выглядит со всех сторон, «рас­ширенному смотрению», если воспользоваться термином М. Матюши­на), превышающей возможности зрения. Из этого текста можно понять, что Виола уже в молодости хотел от видео серьезного, убедительного и осмысленного образа; его не устраивали ни аутичная концептуальная картинка, ни телевизионная цветомузыка: «Я видел людей, которые на открытиях видеовыставок долго созерцали снег на экранах, что можно объяснить... новообретенной свободой манипулировать видеорастром по собственному желанию. Помню, как ребенком я домогался от отца ответа, почему жуки тоже любят „N.Y.Yankees", когда мы проводи­ли жаркие летние вечера в темной комнате, смотря бейсбол, и жуки от­чаянно пытались проникнуть через стекло в пространство телевизора. <...> Кажется, мое детство отличалось ограниченным чувственным опы­том. Что касается видео, большая часть произведений, которые я смот­рел, страдает такой же витаминной недостаточностью».

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ И СМОТРИТЕ ВИДЕО НА TETERIN.RU >

New posts: