УЗИ и другие преимущества

Встретить, найти не свою смерть способен только живущий (аксиома всей философии смерти). Но ведь главный вопрос – что происходит с индивидуальным бытием субъекта, когда такая встреча случается? Мы каждый день встречаем не свою смерть в виде смертей случайно залетевших в дом и намеренно отравленных насекомых, животных и птиц на дорогах, в виде объявлений о гражданских панихидах для скоропостижно умерших, некрологов знаменитых и «не очень важных» людей, новостей о массовой гибели совсем далёких и неизвестных людей. Что из этого имеет для воспринимающего субъекта намного большее значение, чем остальное «найденное»? В современных условиях индивидуум привык как к безусловному требованию достоинства {dignity) человека, так и к ничтожному статусу и стремящемуся к минус-бесконечности значению того же человека.

В другом случае говорят о «тоже человеке», в отличие от просто «человека», и эта странная характеристика позволяет усомниться в объективно существующем единстве человеков на планете. Или же вернуться к трюистическому тезису о равенстве всех людей перед смертью. Но этот тезис – лишь сокращённая формула негативного равенства – не в меньшей степени люди равны и перед болезнями, стихийными бедствиями, несчастными случаями, собственными и чужими пороками (глупостью, трусостью, подлостью). Кроме того, от болезней одни отгорожены наилучшими санитарно-гигиеническими условиями, ультрасовременной медицинской помощью и УЗИ в первоклассной клинике, возможностью выбора миролюбивого окружения и доступом к комфортному доброжелательному общению.

Другие – приближены к болезням вредными условиями быта и производства, отсутствием элементарной медицинской помощи и жизненно важных препаратов, озлобленным и враждебным окружением, ежедневными столкновениями с другими за право и возможность добыть средства к существованию.

Стихийные бедствия также не возникают где попало, и не могут быть одинаково разрушительными, поскольку существует зависимость их масштабов и силы от местности и климата. Равенство людей перед стихийными бедствиями нарушается тем, что поселения могут быть расположены в географически благоприятной и относительно безопасной зоне, или неподалёку от океана, вулкана. Несчастные случаи также не безоговорочно случайны: при несоблюдении правил техники безопасности, нарушении трудовой дисциплины, попытках манипулировать небезопасными инструментами и устройствами без предварительной подготовки или же в болезненном состоянии вероятность несчастного случая возрастает. Соответственно, несчастные случаи со смертельным исходом не могут иметь равномерного распределения по времени и пространству, но концентрируются там, где к тому предрасполагают условия.

Позитивное равенство заключается в том, что люди (за исключением чрезвычайных случаев, которые здесь не рассмотрены в силу небольшого объёма раздела) одинаково способны к творчеству, восторгу перед совершенством и прекрасным, общественно полезному и развивающему личность труду, к доверию, состраданию, взаимопомощи, признанию и пониманию друг друга. Пусть это утверждение звучит предельно метафизично, однако даже простые эмпирические обобщения, возможные в биологии, указывают, что если бы такая способность отсутствовала у большей части людей, то сам вид Homo Sapiens был бы просто невозможен. Конечно, реализация этой способности не тождественна её простому наличию. И, как оптимум морального развития обеспечивает стабильное благополучие людей в мирное время и способствует всестороннему совершенствованию каждого человека, так деморализация и одичание во время войн и массовых катастроф ускоряет тотальное исчезновение оставшихся в живых людей с данной территории.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Комментарии запрещены.