Массовая культура и поиск работы

Попытки сформулировать суть массовой культуры и дать оценку отдельным сторонам этого явления отражают два основных концептуальных подхода к данной проблеме — критический и апологетический. Первый из них, долгие годы доминировавший в отечественной науке и общественном сознании, сводится, по существу, к обвинению массовой культуры в пренебрежении классическим наследием, достаточно низком художественном и содержательном уровне. А в качестве главных претензий к ее создателям выдвигаются их стремление к коммерческой привлекательности, а самое главное — искусное манипулирование сознанием людей. Представители же апологетического подхода провозглашают массовую культуру закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса. По мнению защитников массовой культуры, она объединяет людей, и прежде всего молодежь, независимо от идеологических, этнических и других различий, в устойчивую социальную систему с характерными признаками. А также — и это принципиально — не только не отвергает культурное наследие прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких масс путем тиражирования через печать, радио, телевидение и т.п.

Однако вполне очевидно, что феномен массовой культуры сегодня уже не вписывается в бинарную схему «белое — черное». По своему буквальному значению массовая культура претендует быть культурой масс. Но то, что демократично, доступно для понимания самой широкой аудитории, в реальности зачастую имеет ярко выраженный коммерческий характер. Массовая культура сама создает свой рынок для потребителя, закрепляет тот или иной тип продукции, на которую формируется постоянный спрос. Вместе с тем массовая культура — это не обязательно произведения уровня китча, искусство «второго сорта». Главное ее условие — создание такого культурного контекста, в котором любая художественная идея (даже глубоко национальная), любое содержание легко типизируются и становятся легко доступными для восприятия большим кругом читателей или зрителей. И более того, хотим мы того или нет, но массовая культура становится той неотвратимой всеобщей реальностью, которая стремительно заполняет собой духовную и материальную жизнь людей во многих странах.

При этом интернациональность массовой культуры ни в коем случае не отменяет ее национального колорита и своеобразия. Вот почему в общем контексте теорий массовой культуры и художественной практики в ведущих индустриальных странах особое значение приобретает вопрос о конкретно-исторических корнях произрастания массовой культуры на той или иной национальной почве. И в этом отношении большой научный и практический интерес представляет культурный опыт Японии, где на протяжении многих веков складывался сложный и в то же время весьма органичный сплав элитарных и популярных художественных жанров, традиционных и заимствованных элементов, исторических и современных реалий.

Кaтаcонoва Е.Л. – Японцы

Комментарии запрещены.