Японская культура стала большим бизнесом

За последние два десятилетия Япония стала зримо присутствовать во всех сферах жизни значительного числа государств, формируя свой новый образ на всех уровнях — от технологического до информационного. Популярный журнал «Business Week» писал по этому поводу: «Японская культура стала большим бизнесом в США… Японский досуг проникает во все сферы жизни, прежде всего через поп-культуру и рынок игрушек, который оперирует многомиллиардными цифрами… широта охвата этой продукцией никогда не была столь большой и выходит далеко за рамки аудитории каналов, транслирующих мультфильмы».

В еще большей степени этот процесс коснулся азиатских государств. Доста­точно сказать, что экспорт музыкальных и телевизионных программ только в девять стран Восточной и Юго-Восточной Азии вырос с 5,5 млрд. иен в 1998 г. до 14,6 млрд. в 2002 г. Далее, если в 1971 г. общее число часов японских телепрограмм, подготовленных на экспорт, составляло 2200, то в 1980 г. — 4585, в 1992 г. достигло 19 540, а в настоящее время превышает 35 тыс. часов.

Директор Центра прогнозирования компании «Марубэни» Сугиура Цутому указывал: «За последние 10 лет японский культурный экспорт (доходы от продажи и лицензирования фильмов, анимэ, музыки) утроился и составил 12,5 млрд. долл., в то время как промышленный экспорт вырос лишь на 20%. Конечно, указанная сумма кажется весьма невысокой, если сравнивать ее с ежемесячными доходами компании „Тоёта» (11 млрд. долл.), однако динамика роста не может не удив­лять».

Казалось бы, не так давно, в начале 1980-х годов, когда Япония достаточно агрессивно покоряла мировое экономическое пространство, ее не без оснований обвиняли в культурном изоляционизме. Известный японский писатель, лауреат Нобелевской премии Оэ Кэндзабуро, так же как и многие другие японские интеллектуалы, искренне сокрушался по этому поводу. «Вы все, конечно, знаете, чем замечателен автомобиль „Хонда», — обратился он к своим зарубежным читателям с горечью. — Но нас, японцев, мало волнует „Хонда». Нас больше беспокоит то, что наша культурная жизнь вам практически неизвестна!»

Более радикально эту мысль высказал в своей полемике с японским ученым Миёси Macao его западный коллега Эдвард Сайд. В работе «Культура и империализм» он прямо указывает на «абсолютное несоответствие между общим национальным возрождением и глобальным доминированием Японии в экономической сфере, с одной стороны, и ее беспомощным отступлением перед Западом и полной зависимостью от него в вопросах культуры — с другой».

Кaтаcонoва Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

Комментарии запрещены.