Фильм воспевает дружбу

Сейчас в России получили колоссальную популярность такие фильмы, как «Бригада», где в лице обаятельного бандита романтизируется не честный труд, а преступность и образ жизни «братков». Фильм воспевает дружбу, но она находит свое выражение в криминальном контексте, который ее возвышает над моральным ценностным полем. Фильм «Сонька – золотая ручка» также показывает главную героиню в качестве позитивного персонажа, симпатичного зрителю и заставляющего зрителя сопереживать воровке, когда она попадает в трудные для себя ситуации. В других культовых фильмах (например, «Брат», «Брат 2») восхваляется героизм, но ложный и неправильный, ставящий личную силу выше закона и ведущий к размыванию в общественном сознании настоящего образа героя. Главный персонаж – по сути человек, готовый убивать других не потому, что они преступники, а потому, что они «не наши». Или же основной персонаж таких фильмов, магнетизирующий зрительские симпатии, расправляется с действительно плохими парнями, но, следуя чувству справедливости, берет на себя функции адвоката, прокурора, присяжных заседателей, судьи, следователя и исполнителя приговоров, что легитимирует волюнтаризм в его крайних формах, принцип «сила есть справедливость». Лишенный нравственного измерения и наделенный инфантильным сознанием персонаж «Брата» стал по нелепому стечению обстоятельств национальным любимцем российской киноаудитории. У подростков, с интересом смотрящих эти фильмы, складывается соответствующее представление о том, как следует жить в этом мире.

Французский фильм «Враг государства № I», отлично снятый и отлично показавший жизненный путь известного бандита, продемонстрировал главного героя в качестве персонажа, который просто обязан привлекать к себе зрительские симпатии. Позитивно относиться к главному герою предлагают создатели американского фильма «Кокаин», где судьба крупного наркоторговца, наконец-то пойманного и посаженного в тюрьму, наполнена трагизмом, выбивающим из зрителя слезу и вызывающим чувство жалости к главному герою. Если и можно снимать фильмы не про героев, а про антигероев, не стоит превращать их антигероизм в героизм. Это – преступление против нравственности. В соответствующей кинематографии главными персонажами выступают бесчестные люди; их аморализм позволяет им достигать верхов на социальной лестнице, в то время как честные рабочие показаны в виде бедных и неудачливых персонажей, достойных только осмеяния. Конечно, нельзя сказать так про все фильмы, снимаемые в последние десятилетия, но, как правило, произведения, где поднимаются темы любви к родине, чести, духовности, в меньшей степени рекламируются и получают меньшую популярность, существуя скорее только для поддержания принципа разнообразия.

Ильин, А. Н. – Культура общества массового потребления

Комментарии запрещены.