Поле чудес и другие мифы ТВ

Визуальные и звуковые составляющие телевизионного дискурса как важнейшего средства мифологизации сознания вбирают в себя как реальные факты, так и сознательно сконструированные образы. Перманентная корреляция виртуальных и реальных фактов, способствует формированию целостной картины мира, которую аудитория принимает за истинную. Все это порождает благодатную почву для инспирации политических мифологем в массовое сознание.

Телевизионные образы, при всей их похожести на реальные события, служат, как и любые другие знаки, определенным кодом, а не презентацией самих объектов действительности. Эти образы не обязательно идентичны тем объектам, с которых они списаны. В то же время кодирование телевизионных образов как мифологических структур остается незаметным для объеденного сознания, которое воспринимает их в качестве элементов объективной реальности. В результате появляются прекрасные возможности для манипулирования общественным сознанием, среди которых Поле чудес с Леонидом Якубовичем является классическим примером.

Найти грань между иллюзией и реальностью в телевизионных мифах чрезвычайно сложно даже для профессионала. По выражению СП. Поцелуева: «Смысл сообщения определяется тем фактом, что кто-то осуществил селекцию воспринимаемых данных. И хотя известно, что передаваемые телевидением «картинки» суть результат, чьей то селекции и переработки, это знание не определяет смысла сообщаемых с экрана образов. Различие между видеть и знать словно стирается посредством магического реализма телеобразов». При этом мифологически интерпретируемые в СМИ образы политиков являются дискурсом, а не стимулом, на который реагируют автоматически.

«Мифологический дискурс СМИ не просто воспринимается, а подвергается определенной теоретической рефлексии». Иными словами, любая информация, попадая на телеэкран, не просто «высвечивается», а как бы априорно осмысляется. Это создает эффективные возможности и одновременно естественный информационный фон для производства и распространения политических мифов.

Процесс конструирования телевизионных политических мифов можно сравнить с процессом создания рекламных роликов. Построение рекламы осуществляется следующим образом. Сначала с помощью различных визуальных и вербальных средств привлекается внимание аудитории к рекламируемому товару. Затем с помощью фиксации внимания вызывается интерес зрителей к объекту. На следующем этапе интерес зрителей трансформируется в желание или намерение купить товар. И, наконец, на последней стадии, называемой «действие», происходит приобретение рекламируемого товара, т. е. достижение желаемого результата.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Комментарии запрещены.