Пломбы и тайна

С первых дней своего существования масонские ложи считались тайными организациями, куда непосвященные не принимались. Масоны устанавливали ритуал приема в свою организацию и некоторые обряды. Молоток, угольник, циркуль и другие инструменты каменщиков служили для них символами, каждый из которых был или напоминанием для масона об его обязанности, или символизировал какое-нибудь положительное качество, которого нужно было достигнуть. Большею частью масонами становились глубоко верующие люди, которые на свою «строительную» деятельность смотрели как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, поэтому Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Вера в Высшую, руководящую развитием жизни в Мироздании Силу, братство всех людей и народов, общность и единство религий и служение общему благу стали основными принципами учения масонов.

Будучи тайными организациями, претендующими на власть, эти ордена связывают свое формирование со строгой инициацией. Инициация является, прежде всего, одной из форм передачи властных полномочий, обязательным условием которой служит наличие некоей организационной структуры или инициатической организации, разделяющей ценности и практикующей ритуалы, заимствованные ею из глубокой традиции. (По мнению Р. Генона, только эзотерические организации могут считаться собственно инициатическими, все же остальные, включая и религиозные, хоть и осуществляющие ритуальные «посвящения», но не связанные с высшим принципом, таковыми не являются.) Эпоха подобных организаций в Европе заканчивается вместе с существованием герметических христианских сект Средневековья, и до XIX века дошли лишь две организации, пережившие существенную деградацию, но все же причастные истинно традиционному источнику, имеющие большое число разновидностей и ответвлений, — масонство и «компаньонаж». Истинный источник инициации всегда имеет нечеловеческое, сакральное происхождение, и авторы инициатических ритуалов и символов всегда анонимны.

Для романтического мышления начала XIX принципиально характерно недоверие к видимой реальности, романтизм подозревает, что «истинная реальность отличается от того, что явлено взору, что истинная власть действует тайно, что история, экономика, мысль человеческая приводятся в движение вовсе не теми механизмами, какие видит простодушный наблюдатель». Именно вера в особенное могущество тайных сил в первой половине XIX века и привела к бурному росту тайных обществ политического и религиозного толка, как вымышленных, так и реальных.

Первоначально власть как форма управления духовными влияниями исходит из высшего инициатического центра, распространяясь по иерархизированным структурам; этот высший центр и является хранителем традиции. Все тайные братства, ложи, ордена и созданные масонами организации роднят между собой три черты: герметичность, то есть закрытость их для непосвященных; иерархия структуры управления; скрытая даже для их членов окончательная Конечная Цель (Замысел, План). И пусть сегодня закрытые двери имеют современные пластиковые пломбы, которые можно купить где угодно, включая Краснодар, Воронеж, Ставрополь, Волгоград – тайна и недоступность по-прежнему в приоритете. Британская энциклопедия, определяя масонство как «учение и практику секретного братского ордена, крупнейшей всемирной организации», подчеркивает, что свое профессиональное мастерство масоны используют для влияния на властные структуры и для проникновения в них.

Жесткая иерархичность и тайна составляют самую сильную сторону подобных организаций и одновременно побуждают их к реальной политической деятельности по захвату власти. Двойная нравственность и специфические этические принципы (отдельно для «своих» и «чужих») облегчают подобную работу, проводимую ложами и сектами: двойная нравственность, как и двойное право, дополняют этот дуализм, на котором строятся организация и деятельность эзотерических обществ.

Этим же обусловлена и неизбывная синкретичность их идеологий, уже в эпоху Средневековья представляющих собой пестрый конгломерат ересей, ритуалов и символов. Так, в средневековых строительных организациях, из которых позже выходит масонство, строительная символика оказалась тесно переплетенной с военной; в ордене тамплиеров ощущались самые заметные влияния восточных и манихейских ересей, а члены масонских лож могли спокойно действовать под прикрытием легальных и официальных организаций. Однако идейным стержнем всех этих эзотерических обществ являлась некая тайна, передаваемая в процессе инициатического посвящения в рамках строгой сакральной традиции: тайной этого всегда располагали лишь высшие разряды посвященных.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Комментарии запрещены.