Йохен Герц

Так же как Водичко, Серра и позднее Уайтрид, немецкий художник Йохен Герц рискнул своей репутацией, разработав ряд памятных сооружений общественной значимости, которые, подобно незадачливой «Накрененной арке», выносили идеи, зародившиеся в студии, на суд критики и общественности. До того Герц проявил себя как поэт и концептуалист, а в 70-х делал серии фотографий, сопровождаемых текстами; в этом жанре он работает и сегодня. Однако в 1984 г. город Гамбург заказал ему и его жене-еврейке, Эстер Шалев-Герц, «монумент против фашизма, войны и насилия, за мир и права человека», проект которого был готов в 1986 г. Художник использовал свой обширный опыт работы в мастерской. С самого начала было очевидно, что задача не может быть решена как просто «послание» или пропагандистское изображение: нет, художники придумали 40-футовую (14,6 м) полую алюминиевую колонну, покрытую свинцом, на нижней секции которой прохожие могли сделать надпись стальным острием. Когда свободного места не оставалось, эта часть колонны опускалась в землю, и надписи покрывали следующую секцию, пока к концу 1993 г. все сооружение не ушло в землю, за исключением самой верхней части. Вся колонна покрылась граффити, содержание которых газета «Hamburger Rundschau» обобщила как «одобрение, ненависть, злобу и глупость», заключив, что это «общегородской отпечаток пальца».

Следующий проект Герца был задуман как «стык между реальным и его репродукцией» и осуществлен с помощью студентов школы изящных искусств Саарбрюкена. В этом городе Герц создал свой «Монумент против расизма». Идея состояла в перечне разрушенных нацистами еврейских кладбищ, названия которых гравировались на внутренней, обращенной к земле стороне брусчатки, которой выложена обычная дорога. Но ведет эта дорога к замку Саарбрюкена, где когда-то размещалось гестапо, а сейчас — местный музей. В обоих проектах, и в «Мемориале жертвам фашизма», и в «Мемориале жертвам расизма», Герц утаивает самое репрезентацию — или, вернее, хоронит ее. Названия кладбищ он перечисляет, с тем чтобы сберечь «жестокую прямоту наименования» как функцию памятника. Соблюдя в Саарбрюкене принципы горизонтальности и «отсутствия присутствия» (и то и другое — фирменные клейма концептуализма), контрмонументы Герца сначала вызвали ожесточенные дискуссии, а теперь, хоть это в идею и не входило, привлекают к себе множество туристов.

Йохен Герц
2146 камней — Мемориал жертвам расизма, Саарбрюкен.
1990-1993 Фотография Эстер Шалев-Герц

Памятуя еврейскую традицию приносить на кладбище камень. Герц по ночам извлекал по нескольку камней, заменяя их временными, пока на настоящих выбивалось названия оскверненных нацистами еврейских кладбищ. Ведущаяся втайне, работа была официально разрешена после дебатов в местном правительстве, а площадь теперь называют Площадью невидимого монумента.

Бpэндoн Tейлoр

Комментарии запрещены.