О теории мифа

Теория мифа, которая не затрагивает культуры вплоть до ее социальных корней, есть очень плохая теория мифа.
Нужно быть очень плохим идеалистом, чтобы отрывать миф от самой гущи исторического процесса
и проповедовать либеральный дуализм: реальная жизнь -сама по себе, а миф – сам по себе.

А.Ф. Лосев

Миф есть основание человеческого мира, программа и код его эволюции. Выступая манифестацией иной, чем вербализуемая рациональность, стороны человеческого познания, миф является универсальным способом конструирования жизненного пространства. Он санкционирует существующий порядок, создавая баланс между представлениями о мире и нормами поведения человека, гармонизируя отношения человек – общество и человек – природа. Отношения с природой включают в себя широкий круг деятельности, включая деревообработку, знание на брус цена екатеринбург и другие виды пиломатериалов.

Формирование постиндустриального общества, инициированное интенсивным развитием науки и внедрением новых способов обработки информации, характерное для текущего столетия, не привело к тотальной рационализации социальной жизни. XX век породил целую сеть мифологий, призванных гарантировать воспроизводство социального порядка и указать отдельно взятому индивиду в нем место.

Современная социальная мифология – явление вполне самостоятельное и полнокровное. Обнаружить в современных реалиях иррациональные элементы, обладающие признаками мифа, пожалуй, не составит непосильного труда. Но объяснение того, как то, что было прежде, стало тем, что оно есть теперь – по нынешний день, насколько нам известно, принадлежит, скорее, к сфере желаемого.

Опираясь на коммуникационный подход, мы исходим из предположения, что эволюция мифа как явления социальной коммуникации, должна быть детерминирована именно ее трансформацией. За мифологическими инновациями всегда можно разглядеть тень ближайшей коммуникационных революций. Естественность мифотворчества для человеческой культуры вовсе не тождественна его стихийности. Все созданные на сегодняшний день формы производства мифа могут использоваться (и весьма интенсивно используются) в управлении человеческим миром, в управлении нами. Именно систематическое целенаправленное мифотворчество определяет облик эпохи, в которую мы живем – эпохи глобализации. Глобальный капитализм, глобальное потребление и глобальные мифы – три кита, на которых держится единство сегодняшнего мира. Стремясь внести свой вклад в их критический анализ, мы не отказываемся от мифологии, скорее, надеемся приблизить новый мир и новые мифы. Человек, не желающий знать, откуда к нему пришли его мифы, превращается в марионетку.

Тезис о «возвращении» мифологии, произошедшем в XX веке, сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Мифы лежат в основе функционирования имиджей, идентичностей, стилей потребления, субкультур и механизмов социализации, и, стало быть, должны выполнять функции в поддержании социального бытия, несводимые только к иллюзорно-компенсаторной функции и функции образно-чувственного познания. Но значит ли это, что миф «вернулся»?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо уточнить смысл, вкладываемый нами в понятия «мифология», «миф» и «социальная мифология». Под мифологией обычно понимают форму общественного сознания; мировоззрение древнего общества; совокупность мифов. Мифы можно определить как повествования, объясняющие явления природы или человеческой реальности. Для социальной общности, породившей определенные мифы, последние имеют бесспорную ценность в рамках сложившейся системы верований. Миф – это не история, которую рассказывают, это реальность, в которой живут. Особенность мифов заключается в том, что они содержат не только образ мира, но и образ действия, сплетающего жизнь рода и жизнь космоса в одно неразделимое целое.

Миф удовлетворяет потребность в целостном знании о мире, организует и регламентирует жизнь человека как социального существа (на ранних этапах истории — полностью, на более поздних — совместно с другими формами общественного сознания: идеологии, наукой и искусством). Миф предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентации, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума. Устойчивость мифа определяется гармоничностью связей с мировоззренческими установками, уже существующими в обществе. Не являясь по определению чистой информацией, он несет в себе такие элементы, которые оказывают воздействие на мыслительную и чувственную сферы человеческого сознания, и тем самым заставляют аудиторию поверить в возможность описываемого.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Комментарии запрещены.