Новости ИТ и японская технокультура

Многие известные изобретения японцев, начиная с комиксов-манга, нацелены прежде всего на то, чтобы они были достаточно небольшими по размеру и легкими для перевозки и человек мог бы использовать их как дома, так и за его пределами, будь то по дороге на работу или во время случайной паузы в делах, во время путешествий или отдыха. В этих же целях появились первые портативные радиоприемники и магнитофоны, позже, когда новости ит стали популярными повсеместно, мир узнал и о пейджерах, модных в середине 1990-х годов, которые позволяли молодым людям обмениваться простейшей информацией с помощью бэру томо — «звонка другу». Эти изобретения «символически отражают характерные черты молодого поколения, которое долгие годы предпочитало оставаться в своем закрытом мире вне активных контактов с окружающим миром». Затем настали времена цифровых носителей и Интернета, позволившего осуществлять обмен письмами и информацией напрямую, моментально, визуально и красочно. И наконец, на мировую арену вслед за Интернетом стремительно ворвался мобильный телефон, заменивший собой, по существу, и фотоаппарат, и видеокамеру, и телевизор, и книгу.

Следующим шагом после массового распространения в самом начале XXI в. средств персональной связи стало появление высокоскоростных протоколов мобильной передачи данных, позволяющих осуществить мобильный доступ в Интернет и выход на массовый рынок новейших моделей мобильных телефонов-коммуникаторов, или смартфонов, включающих в себя еще и персональный компьютер, телевизор, средство хранения большого объема данных, представляющих собой своеобразный симбиоз массмедиа и массовых коммуникаций.

Так же (от простого к сложному) эволюционирует и «мобильная» аудиовизуальная культура. За короткое время пройден путь от примитивных однотональных мелодий-звонков (рингтонов) и простейших монохромных экранных рисунков-логотипов и экранных заставок к полифоническим мелодиям и полноценным звуковым mpЗ-файлам, цветным Java-изображениям, цветным фото- и видеоклипам и, наконец, телевизионному видеозвукоряду эфирных программ и т.д.

Не ставя перед собой задачу подробно охватить все особенности технологического прогресса, ограничимся лишь предположением о том, что мир после изобретения Интернета и мобильной связи кардинальным образом изменился. Изменилась и культура. Хотим мы того или нет, киберкультура, куда можно со всем основанием отнести и ее мобильный сегмент, — это уже вполне устоявшаяся реальность нашего времени, один из основных векторов развития современной цивилизации.

Сегодня культура вступила в активную фазу глобального перехода к чему-то принципиально иному, что можно условно назвать «технокультурой». Внешней причиной этого перехода, и даже более того — культурного сдвига, является резкий скачок научно-технического прогресса, приведший к сущностным изменениям в духовном мире человека, его менталитете, психике, системе ценностей, во всех сферах его существования. На это ясно указывают процессы, происходящие в последние десятилетия в художественном мышлении и практике, в искусстве, которое всегда являлось наиболее чутким барометром грядущих перемен.

Кaтаcонoва Е.Л. – Японцы

Комментарии запрещены.