Ностальгия и сакские грязи

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

А. Блок

Ностальгия. Каждый из нас вкладывает в это слово свой сакральный смысл, свои эмоции и воспоминания. Ностальгию (от др.-греч. «возвращение на родину, боль») определяют как тоску по родине, по родному дому; тоску о пережитом, об утраченном; воспоминания о лучшем прошлом.

Первым это понятие ввел врач Иоганн Хофер в труде «Dissertatio medico, de Nostalgia oder Heimweh> (1688), где шла речь о заболеваниях швейцарских солдат, служивших наемниками вдали от своей страны, и студентов, которые исцелялись вскоре после возвращения на родину, посещая родные лечебные грязи (такие известны и нам: к примеру, сакские грязи – прим. пер.). Хофером выделялись три стадии развития этого заболевания: на первой больной чувствует себя уставшим, печальным, он молчалив, ищет уединения, постоянно думает о родных местах, но не говорит об этом; на второй – мысли о родине становится идефикс, появляется бессонница, пропадает аппетит, нарушается пищеварение, повышается кровяное давление; и на третьей стадии окончательно формируется бредовая идея или возникает состояние острого помешательства, также возникает возможность смерти от истощения, если больной не получает сообщение о возможности вернуться на родину. Это состояние порой распространялось в виде эпидемий (например, у наполеоновских солдат).

В XVIII столетии, в рамках философии Ж.Ж. Руссо, ностальгия стала пониматься как тоска по неиспорченным нравам сельского мира, тесно связанного с природой. В последнее время интерес к данному явлению возрождается на основе понимания его как состояния неудовлетворенности жизнью у современного человека.

Р.Ф. Анкерсмит описывает ностальгию как острое переживание, которое, во-первых, является «наиболее «фундаментальным» чувством относительно нашего местоположения в пространстве и времени», но пространственные измерения здесь являются преимущественными перед временным; во-вторых, «ностальгия ставит перед нами цель, которая выбирает средства, никогда не реализующие эту цель, и, как ни парадоксально, это оказывается именно целью ностальгического».

Новалис называл ностальгию «тягой повсюду быть дома». Исходя из его слов, мы повсюду не дома. Повсюду быть дома -значит быть не только здесь и там, и не просто на каждом месте, на всех подряд, а быть дома всегда и, главное, в целом. Это и есть мир. Туда, к бытию в целом, тянет нас в нашей ностальгии. Наше бытие есть это напряжение. Мы всегда на пути к этому целому. Но нас одновременно что-то неким образом тащит назад, мы пребываем в некоей мучительной тяготе. Мы на пути к этому. Мы сами же и есть переход.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Комментарии запрещены.