Миллионер в лабиринте кино

У каждого своё представление о рае и о женщине. Есть женщины, которые заставляют грустить о них всю жизнь. Жизнь мужчины в этом случае превращается в бесконечную ностальгию, и это тоже своего рода счастье. Приведём определение ностальгии известного религиоведа и историка религий Мирчи Элиаде: «Самая заурядная ностальгия таит в себе ностальгию по утраченному раю… можно проанализировать образы, внезапно пробужденные музыкой, подчас даже пошлейшим романсом, и убедиться, что они воплощают ностальгию по мифическому прошлому, превратившемуся в архетип; что это прошлое, помимо сожаления о безвозвратно утерянном времени, может быть истолковано на тысячу иных ладов: оно отражает то, что могло быть, но чего не было; в нем сквозит томление всего сущего, становящегося самим собой, только переставая быть чем-то другим; навеянная романсом тоска по иным странам и временам, будь то старое доброе время, Россия с ее бакалейками, романтический Восток, Гаити с киноэкрана, американский миллионер, потерявшийся в лабиринте кино, экзотический принц и т.д.; то есть, в конечном счете, тяга к чему-то абсолютно иному, несовместимому с теперешним днем, недостижимому и безвозвратно утерянному – тоска по раю».

Ностальгию, тоску по потерянному раю олицетворяет, по нашему мнению, роман аргентинского писателя Хулио Кортасара «Игра в классики». На протяжении всего романа читатель как бы толкает камень, следуя за ним из клетки в клетку, из главы в главу, в стремлении достичь Неба. Но, по задумке автора, роман не может закончиться. Ведь клетки классиков нарисованы на земле, а земля круглая, и, следовательно, продолжая игру, можно обогнуть земной шар и прийти к исходной точке, где Небо сомкнётся с Землей. Так же как и мандалы, создаваемые тибетскими монахами, после создания должны быть разрушены. Ведь только так их можно создать вновь.

Герои романа, основатели Клуба Змеи, Клуба интеллектуалов, инфантильны и эгоцентричны, ищут свой рай и свои пути его достижения. Они рисуют, пишут, сочиняют музыку, спорят и в спорах пытаются найти истину. «В Клубе, постоянно говорили о ностальгиях, о познаниях столь далеких, что вполне можно считать их основополагающими, об оборотных сторонах медалей, о другой стороне Луны». Герои Кортасара, постоянно пытаются найти то, чего они не могут увидеть, до чего не могут дотронуться, но чувствуют, что каким-то магическим образом оно неразрывно связано с их сущностью, их раем.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Комментарии запрещены.