Массовая культура

Массовая культура — один из наиболее глобальных и ярких феноменов современной цивилизации, явление чрезвычайно сложное, многофакторное, спорное, остро реагирующее на всякого рода общественные трансформации, с постоянно меняющимися границами и дефинициями и потому пока еще не до конца осмысленное современной наукой. У массовой культуры существует множество научных определений. Но все они сходятся в одном: под этим явлением сегодня понимают широко распространенные в обществе культурные образцы — музыку, кинематограф, анимацию, комиксы, литературу, средства массовой информации (включая Интернет), моду, кулинарию, рекламу и т.д. Более широкое толкование включает в себя образовательные практики – курсы компьютерные, образование для школьников и т.п.

Принято считать, что массовая культура — понятие междисциплинарное, которое формируется на стыке истории, экономики, политики, искусства, социальных технологий, морали и т.д. и ведет свою родословную еще со времен появления теорий «массового общества». Именно в этом контексте зарождались первые представления о «человеке массы», или «массовом человеке», «массовом сознании», вошедшие в различные теории массовой культуры. Об этом много и по-разному писали на протяжении нескольких столетий такие выдающиеся мыслители, как А.А. Герцен, Д.С. Мережковский, М. Хоркхаймер, Г. Лебон, X. Ортега-и-Гассет, 3. Фрейд, Ф. Ницше, Э. Фромм, К. Юнг, Г. Маркузе и др.

В художественной же практике о «массовой культуре» и «массовом искусстве» впервые заговорили И.В. Гете и Ф. Шиллер в XVIII в. А затем в XIX столетии Ф. Ницше выступил решительно против творчества на потребу массовому вкусу и массовой публике, считая фундаментом подлинного искусства народное творчество. В начале XX в. X. Ортега-и-Гассет подверг уничтожающей критике массовую культуру в своих известных работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс». И если И.В. Гете и Ф. Шиллер еще только почувствовали изменение ситуации в искусстве и обществе, а Ф. Ницше уже осознал грядущие перемены, то Ортега столкнулся с ними непосредственно.

Катаcонoва Е.Л. – Японцы

Комментарии запрещены.