Концепция контрмонумента и пазогребневые плиты

История возвышения и падения «Накрененной арки» с тех пор служит уроком для молодых скульпторов. К примеру, концепция контрмонумента воодушевила британского скульптора Рейчел Уайтрид, которая принадлежит более молодому поколению. До последнего времени ее репутация основывалась на серии галерейных работ, парадоксально негативных объемов, воспроизводящих в воске или гипсе пространства между предметами или за ними: объем за шкафом, за креслом или внутри ванны. Лишь изредка автор использовала более серьезный строительный материал, например пазогребневые плиты. Вызвавший горячие споры проект Уайтрид «Дом» (1992) был изготовлен путем заливки жидкого бетона в подготовленный к сносу дом в Восточном Лондоне. После того как «скорлупу» оригинала, а также все окрестные дома снести, отливка осталась стоять на пустыре как памятник когда-то кипевшей здесь жизни, как символ бездушного бюрократического планирования. «Дом» просуществовал несколько недель после сноса округи, а потом с помпой разрушили и его — во имя местных политических интересов, под шум сопутствующей дискуссии.

Пройдет три года, и Уайтрид снова привлечет к себе внимание, представив на конкурс проект мемориала жертвам Холокоста, который предполагалось установить в центре венской площади Юденплатц. Отношение Австрии к своему нацистскому прошлому до того вежливо замалчивалось, хотя местные жители, конечно, знали, что Юденплатц была свидетелем десятков антисемитских акций, от погрома, случившегося в 1421 г., вплоть до регулярных чисток банковских и коммерческих структур австрийской столицы. Уайтрид прибегла к образу библиотеки — ведь евреи всегда были «народом книги», а нацисты, как хорошо известно, книги сжигали. Другой составляющей замысла в очередной раз стала идея пустоты как присутствия, уже эффектно использованная и на берлинской Бебельплатц концептуалистом Мишей Ульманом, и Дэниелем Либекиидом в поразительном интерьере Еврейского музея (2000). Уайтрид предложила поставить белый каменный куб, внешняя поверхность которого имитирует пространство меж книгами, над и под полками. Победив в конкурсе, в котором участвовали, в частности, Илья Кабаков, Цви Хекер и Питер Айзенман, проект Уайтрид вскоре вызвал протесты местных жителей, обеспокоенных проблемой парковки, и владельцев магазинов, предвидящих ухудшение торговли. Дело зашло в тупик, пока в 1998 г. венские власти не объявили, что проект все-таки будет осуществлен, поскольку отвечает всем установленным требованиям и «на месте, перенасыщенном историей, воплощает достоинство, немногословность и эстетический диалог с прошлым».

Бpэндoн Tейлoр

Комментарии запрещены.