Киреев разоблачает

«В лице проекта «Россия-2» мы имеем возможность наблюдать новый раунд политтехнологической работы …»

Олег Киреев в последнем выпуске [mailgetto] разоблачает новый амбициозный проект юзера galerist – «Другую Россию» (см. russia2 ). И надо признать, делает он это убедительно.

ГЕЛЬМАН И «РОССИЯ-2»

18 января, в качестве ключевого проекта параллельной программы Московского биеннале, в Центральном доме художника открывается кураторский проект Марата Гельмана «Россия-2». Официальный пресс-релиз гласит: «Выставкой «Россия-2» стартует одноименный масштабный проект, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов…»

Его открытию предшествует обширный пиар, производящий впечатление двусмысленности: с одной стороны, собственный штаб Гельмана трубит о «культурной альтернативе», «Гельман против Путина», с другой стороны, большинство третьих источников в последнее время обращали внимание… скорее даже не на какое-то официозное участие в проекте Гельмана, а на участие самого Гельмана в предвыборной кампании на Украине в штабе Виктора Януковича. Точнее, на этот счет раздавались сообщения совершенно противоположные. Гельман всеми руками, особенно всеми репликами в своем обязательном на сегодня атрибуте любой пиар-кампании – ЖЖ (http://www.livejournal.com/users/galerist), отмахивался от такого участия («Российские политтехнологи на Украине – это пропагандистский миф»), а другие политтехнологи, например, знаменитый Павловский в интервью «Независимой», говорили, что это все наоборот, очень даже и никакой и не миф.

Новости такого масштаба – известные люди, правительственные деньги – никак не могут быть «дымом без огня» и не появляются из ниоткуда. Посмотрим, какую предысторию имеет смелая, альтернативная концепция проекта «Россия-2» в контексте отечественного пиара, и гельмановского в частности.

В российских условиях индустрия пиар расцвела на волне общественных движений и получила много питательных импульсов от бывших советских диссидентов и художников (см. mailgetto # 121). Один из крупнейших PR-работников и важный агент культурного влияния Марат Гельман (бывший в последние годы и замдиректора ОРТ, и главой предвыборного штаба блока «Родина») – владелец галереи современного искусства. Во второй половине 1990-х годов его основной методологией было взаимооплодотворение PR и современного искусства, и во многом благодаря ему стали широко известны такие «московские радикалы», как Олег Кулик и Александр Бренер. Галерея Гельмана постоянно осуществляла вербовку представителей современного искусства в политтехнологические кадры. Вообще, для большой части культурной общественности в Москве наилучшей возможностью заработать деньги долгое время было не что иное, как работа «у Гельмана» или вообще в политтехнологиях. Достаточно познакомиться с разношерстной артистической публикой сидящей на банкетах. Среди завсегдатаев ресторанов вы наверняка увидите очень знакомые лица.

Секретом фирмы является использование левых символов для политических манипуляций. Учитывая протестное настроение подавляющего количества современного электората и цинично-скучающее настроение в слоях культурных и масс-медийных производителей, легче и удобнее всего упаковать PR-кампанию в одежды из левой символики – рядовой избиратель купится на знакомые символы, а скучающие интеллигенты предпочтут то, что «погорячее». Собственно, часто обсуждаемая ситуация с продажей левых символов – когда Че Гевару ставят на рекламу мобильных телефонов или красный цвет СССР на рекламу радио, является не законом для левой культуры, а только специфической особенностью современной ситуации. И Гельман был и остается тем, кто преуспевает на этом поприще. Начиная с парламентских выборов на Украине в 2002 году, когда он делал предвыборную кампанию социал-демократической партии, до создания блока «Родина» под российские выборы 2003 года – спецификой его проектов была именно манипуляция с левой риторикой, предназначенная смягчить ее революционный потенциал, использовать как можно больше леворадикальных символов, выхолащивая их содержание, и направить обсуждение вопросов в русло официальной парламентской политики. В недавно вышедшей скандальной книге об истории блока «Родина» Ольга Сагарёва, бывший пресс-секретарь Дмитрия Рогозина, описывает, что даже сотрудникам штаба было не совсем ясно происхождение партии, пока Рогозин не заявил: «Я недавно разговаривал с Президентом, и Президент еще раз подтвердил мне, что считает этот проект своим личным проектом». В этой ретроспективе ясно, что блок «Родина» с очередной раз использовал тактику раскола коммунистической оппозиции. Эта история повторяла типологически сходные ситуации, разыгрывавшиеся перед выборами 1999 года с отколом от КПРФ группировки Сергея Бабурина, потом – групп Семигина, Селезнева и т.п. Очевидно, что речь идет о целенаправленной политике, и вероятно, что разработчиками такого интеллектуального ноу-хау являются работавшие долгое время вместе Глеб Павловский и Марат Гельман.
Ожидаемым результатом такой политики должно стать создание контролируемой оппозиции, возглавляемой, например, энергичным молодым лидером Дмитрием Рогозиным, которая станет озвучивать очень радикальные лозунги, собирать 10-15% голосов избирателей, но которая никогда не станет ничего делать, чтобы воплотить эти лозунги в действительность.

В лице проекта «Россия-2» мы имеем возможность наблюдать новый раунд политтехнологической работы. Заявляется, что Гельман понял, осознал пороки нашей современной власти, и решил спроектировать новую, лучшую Россию с помощью прогрессивных интеллектуалов и художников. В ноябре в материале газеты «Большой город», из которого многие впервые узнали о готовящемся проекте, Гельман рассказывал: после событий в Беслане он спросил кого-то из кремлевских чиновников, «почему до сих пор не сняли Патрушева», а тот ответил, типа, «Что ты, Путин своих не сдает!» Гельман так возмутился, что стал создавать «Россию-2». Но это смехотворно – что после стольких лет работы в большой политике Гельман может так удивляться.

Олег Киреев
http://lists.mutualaid.org/mailman/listinfo/mailgetto

Комментарии запрещены.