Интересные материалы

Исследования показывают, что разные звучание разных инструментов и отдельных музыкальных произведений оказывает различное воздействие на организм человека. Так звукотерапевты отмечают, что для успокоения можно прослушать «Колыбельную» И. Брамса или «Аве Мария» Ф. Шуберта. При гипертонии -«Ноктюрн ре-минор» Ф. Шопена или «Концерт ре-минор для скрипки» И.С. Баха.

Особые правила разработаны и для лечебного использования музыкальных инструментов. Так одним из самых универсальных инструментов является колокол, звуковые вибрации которого способны корректировать все внутренние структуры человека. Не случайно практически все мировые и национальные религии в своих церемониях содержат колокольный звон, который помогает человеку вернуть состояние спокойствия, умиротворения, радости жизни. При этом важно, что существует прямая связь национальных мелодий и ритмов, характерных для каждого народа, и его менталитета – об этом немало интересных материалов можно найти в семейном экологическом журнале. Музыка народа есть его духовна память. Так же нельзя умолчать о роли звуков в ритуалах народов мира. Наиболее распространенными инструментами, используемые для ритуальных целей в шаманизме являются ударные, как то тамтамы, барабаны и пр. Их основной задачей было создание атмосферы ритуального действия. Длительные, резкие удары позволяют создать единый «ритм существования» людей в ритуале. В этом случае имеет место использование эффекта «заражения» в толпе. Именно благодаря нему происходит практически моментальное распространение эмоций, настроений и поведенческих практик. Таким образом, мы видим, что ритуальные практики (политеистических религий, и затем монотеистических) способствовали прочному закреплению звуков как объекта мифологического сознания, сделав его неотъемлемой частью самого ритуала.

Заметим, что большинство тезисов звукотерапевтов основано на использовании мифов и стереотипов. Прежде всего, это вечная дихотомия «гармония – хаос». Дальнейшее рассмотрение вопроса еще неоднократно приведет нас к этим категориям. Предположим, что появление активных попыток внедрения терапии звуками началось практически одновременно с тем, как эволюция звукопродуцирования привела к созданию индустрии искусственных звуков. И попытаемся обобщить, что звукотерапия – это характерный продукт консервативной психологической установки.

Далее предложим рассмотреть звуки в контексте различных направлений современной музыки. Выдвинем гипотезу, что современная музыка несет мощную символическую, а следовательно, мифологическую нагрузку. Рассмотрим несколько музыкальных направлений.

Поп-музыка (англ. pop-music, от popular music – «популярная, общедоступная музыка»), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки XX в. Поп-музыка связана с разветвленной системой музыкально-развлекательных услуг.

Основной принцип – создание стилевых стереотипов, облегчающих восприятие и обеспечивающих коммерческий успех. Это относится как к текстам, так и к музыке. В текстах активно используются «вечные» темы: любовь, разлука, счастье, праздничные сюжеты и вариации на них. Архитипы помогают людям максимально быстро воспринять музыкальный сюжет, что значительно «облегчает» восприятие поп-музыки.

Отметим, что данный стиль музыки содержит в себе наибольшую мифологическую нагрузку, что является характерной чертой различных направлений массовой культуры. Поп-музыка – это неотъемлемый атрибут массового человека, инструмент социализации. Более того, предположим, что популярная музыка как социальная звуковая практика способствует формированию аутистического сознания современного человека. Учение об аутизме (от греч. аутос -сам) было создано в начале XX века швейцарским психиатром Э. Блейлером. Аутизм – это болезненное состояние психики, характеризующееся концентрацией человека на своей внутренней жизни, активным уходом от внешнего мира. При аутизме человек погружается в свои грезы и отдаляется от реального мира. В этом контексте можно выделить два типа мышления: реалистическое и аутистическое. Причем второе направлено на создание приятных представлений о мире и вытеснение неприятные путем преграждения доступа «лишней информации» или формирования когнитивного диссонанса. Современная поп-музыка становится эффективным инструментом формирования аутистического мышления. Красивые, яркие, привлекательные картинки «поп»-вселенной сублимируют переживания людей, заменяют собой реальные эмоции, чувства и ценности, тем самым отдаляя человека от реальности. Иллюзии помогают компенсировать невыразительность собственного существования, и в этом состоит главная угроза формирования аутичности.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Комментарии запрещены.