Вперед к нарративизации

Настоятельное движение «вперед к нарративизации» последовало, и опять же в международном масштабе, на почве концепции «тело как низкое». Теоретически осмысленное в книге Джулии Кристевой «Власть ужаса: Эссе об унижении» (1982) и сборнике Жоржа Батая «Видения эксцесса: Избранное, 1927-1939» (1985), термин этот относится ко всему, что, не являясь ни объектом, ни субъектом, инфицирует или оказывает сопротивление всему, что есть лишнее, избыточное, отпавшее или низменное, всему, что вызывает психологическую травму или угрожает телу. Майк Келли говорил о тотальном «сильнейшем страхе смерти и всего, что показывает тело как машину в процессе уборки, у которой есть отходы, которая изнашивается». Скульптуры Джона Миллера, созданные в этот период, задуманы так, чтобы вызвать разлад между стерильной чистотой галереи, наполненной телесными «крайностями», редким зрелищем со времен саморазрушительных перформансов Германа Нитша, Стюарта Брисли или Джины Пейн в 60-х и начале 70-х, или даже еще более ранних копрофильских инсталляций Сэма Гудмана и Бориса Лури, участников группы «Нет!», существовавшей в США.

Присутствие продуктов работы тела — кала, мочи, блевотины, молока, спермы и крови — в работе нью-йоркской художницы Кики Смит посредством нарративного или иконографического словаря привлекло внимание к тому пагубному представлению об иерархии тела цивилизованного человека, когда рациональное и функциональное приподнято, а инстинктивное и эмоциональное подавляется. Смит считает, что наши тела «похищены… это разрыв, когда мы говорим, что интеллект более важен, чем физическая жизнь тела: прямо какая-то ненависть к физическому». Она говорит о «возвращении физической формы, обеспечивающей наше здесь пребывание», об «интеграции духа и души, физиологии и интеллекта в нечто излеченное и обласканное, пусть даже это означает обращение к таким сторонам жизни тела, которые оно скрывает». Подчеркнув, что «женский опыт — он в основном телесный», Смит считывает этот опыт как мощную социальную метафору. «Ты постоянно изменяешься, с текучестью, которую следует не утерять. Ты творение гибкое, а не какое-то неподвижное».

В сходном регистре художницы отказывались от чересчур головных, заумных, как они говорили, предписаний концептуализма, ставя перед собой задачу выразить свой гнев и отчаяние, и в особенности гнев и отчаяние жертв насилия, сексуальных стереотипов и гомофобии. Произведения Сью Уильямс по стилю на первый взгляд похожи на рисунки, кое-как нацарапанные на стенах общественных туалетов. Однако в них нет ничего забавного и комического, это воплощенное отчаяние человека, страдающего от боли.

Бpэндoн Tейлoр

Комментарии запрещены.