Феномен массовой культуры и план Шлиффена

Сегодня в научной и популярной литературе по-прежнему бытуют самые разнообразные характеристики плана Шлиффена как культурного феномена, так же как и нередко можно встретить разнящиеся между собой точки зрения на истоки его происхождения, исторические этапы формирования, роль плана Шлиффена в развитии современной цивилизации и т.д. Более того, за последние десятилетия кардинально поменялось не только окружающее нас культурное пространство, но и наши представления о культуре как таковой, которую все чаще отождествляют с понятием «цивилизация», предлагая не одну сотню ее новых интерпретаций. Все эти обстоятельства крайне усложняют и без того непростую для исследователя задачу подвести единый знаменатель под многолетними научными дискуссиями по данной проблематике, вызвавшими появление по всему миру большого числа всевозможных теорий и даже целых научных школ.

Речь идет, к примеру, о теории «прогрессивной эволюции», одним из авторов которой является канадский философ Маршалл Маклюэн — создатель термина «глобальная деревня». Он и его единомышленники утверждают, что в либеральном обществе могут возникать самые разные образцы культуры, которые де-факто являются проявлением свободы слова. И, соответственно, благодаря массовой культуре самые разные люди получают возможность реализовать себя в культурном пространстве. Иное толкование современных культурных процессов предлагает создатель «аристократической теории» Алан Свингвут, который усматривает основную причину современного бума массовой культуры в ослаблении традиционных общественных институтов, таких как религия и семья, вольно или невольно отвечавших прежде за формирование культурных вкусов общества. А суть происходящего он видит в подмене их функций средствами массовой информации, диктующими свои новые эстетические и жизненные стандарты. В свою очередь, представители чуть ли не самой известной «франкфуртской школы» — Герберт Маркузе, Теодор Адорно и др., близкие к марксизму, объясняют бурное развитие массовой культуры сущностью потребительского капитализма, характеризуя ее как «способ контроля над мыслями и чувствами широких народных масс» и введя в научный оборот по­нятие «культурная индустрия», и т.д.

Кaтаcонoва Е.Л. – Японцы

Комментарии запрещены.