Диссертации и язык искусства

Идеолог и теоретик информационного общества М. Кастельс, также озабоченный «катастрофами информационного взаимодействия сознаний», предлагает искать своеобразные «протоколы смысла», которые «…представляют собой коммуникационные мостики между персонифицированными гипертекстами, не зависящие от общей практики». И в качестве такого универсального коммуникационного «протокола смысла» он называет искусство.

Действительно, поликодовость языка искусства может быть ареной общественного договора. Она является механизмом, структурирующим коммуникацию, способным выводить систему значений из хаоса и создавать параметры порядка в системе информационного обмена. То есть производить «сборку смысла». Но как в таком случае объяснить коммуникационный коллапс мирового масштаба, спровоцированный скромным датским художником, языком искусства, призвавшим пророка Мохаммеда вразумить воинственных исламистов? А ведь карикатуры, опубликованные в газете провинциального датского городка, отвечают всем канонам высокого искусства… Так ли универсален «коммуникационный мостик» искусства? Хороший вопрос для каждого, кто когда-либо писал диссертацию на заказ.
По заключению М. В. Сапронова, «…структурная информация является жестким ядром культуры данного социального организма и связывает воедино его разнообразные элементы. Историческая этнология и социология используют для характеристики ядра понятие "центральная зона культуры"». Определяя культуру как «…способы приспособления к окружающей среде», ученый обозначает структурную информацию через понятие «традиция». 
Именно наличие в структуре информациогенеза системы «жесткого ядра культуры», традиционной для социума, обеспечивает ей наиболее оптимальное соотношение детерминации и свободы. При этом исследователь ссылается на открытый российским ученым Е. А. Седовым «закон иерархических компенсаций», согласно которому уровень структурной информации не может опускаться ниже 80 %, иначе система начинает терять свои адаптивные свойства и быстро впадает в хаос.

Информационная эпоха вызовы человеку

Комментарии запрещены.