Арт-работа из Словаря Искусств

Французский поэт начала 20-го века Гийом Аполлинер вслед за Бодлером – и прокладывая путь сюрреалистам и Новой Волне – стал культивировать вкус к самым сенсационным элементам современной жизни. Поэт по призванию и публицист по роду занятий, Аполлинер превозносил всё возмутительное, найденное им в авангарде (это он, восхваляя ранние работы Брака и Пикассо, пустил в оборот термин «Кубизм») или в массовой культуре (серийные повести о выдуманном супермерзавце Фантомасе он называл «одной из глубочайших на сегодня работ»). Поэзию Аполлинера питал парижский хаос начала 20-го века. Возьмём, например, такой показательный отрывок из «Зоны»:

Читаешь натощак каталоги проспекты горластые
афиши и буклеты
Вот вся поэзия с утра для тех кто любит прозу есть
газеты
Журнальчики за 25 сантимов и выпуски дешевых
детективов
И похожденья звезд и прочее чтиво
(…)Пестрят на стенах объявленья и призывы
Как попугаи ярки и крикливы

(Перевод Н. Стрижевской)

В «Каллиграммах» – книге 1918 года – Аполлинер ещё глубже погрузился в материал источника, имитируя его типографские формы для создания пиктограмм, в которых текст эхом вторит рисунку. По понятным причинам, перевести  каллиграмму особенно трудно,  но, чтобы дать вам хотя бы какое-то представление о её смысле, замечу: нижеследующий рисунок женщины в шляпке состоит из текста о женщине в шляпке:

Гийом Аполлинер. «Стих для Лу» Отрывок из «Поэмы 9 февраля» (1915)

А в этой поэмке к читателю обращается сама Эйфелева башня:

Guillaume Apollinaire, «Salut monde dont je suis la langue eloquente que sa bouche O Paris tire et tirera toujours aux allemands» (Published in Calligrammes, 1918).

(опубликовано в Каллиграммах 1918).

В «Ливне» (»Il Pleut,») Аполлинер представил дождь в виде каскада букв, он ему казался игрой естественного явления природы с его любимыми тумбами для афиш и дорожными знаками.

Guillaume Apollinaire, «Il Pleut» (Published in Calligrammes, 1918).

Поясняя Каллиграммы в письме другу, Аполиннер писал, что они были «типографским излишеством, созданным в период когда типография с триумфом сворачивает свои дела, на заре новых средств восприятия – кино и фонографа». Если насчёт триумфа печати и типографского дела Аполлинер был прав, то его пророчество о их гибели оказалось неверным.

Что же до кино и фонографа…

2.

Рекламные листовки, каталоги, плакаты, «крикливые как попугаи» – современный импульс, своё полное выражение находящий в воскресных комиксах, текст и образ, – их коннотативные и денотативные ценности.

Ранние киносеансы – племянники воскресных комиксов – нанимали рассказчиков, стоявших перед экраном и беседовавших с публикой, разъясняя, что происходит, или просто шутя. Кинотеатр стал оазисом в хаосе городской жизни, но с удешевлением и большей мобильностью экранов, движущиеся картины заняли в городе своё логическое место – распространились везде. Комментировали картины и шутили по их поводу уже сами зрители.

Две категории репрезентации, показа, определённые Аполлинером – «типография» и «кино и фонограф», рухнули друг в друга на Всемирной Паутине, гиперболизировавшей просторечие современного города.

Не случайно сегодняшние романтики Сети следуют тому же эстетическому и социальному расписанию, что и романтики городских афиш предшествовавшей эры. В эстетике это: скорость, сенсация, сплав или перевёртывание традиционных форм, всепобедительность, творческое озорство. В социальном смысле: плюрализм, агонизм, мудрость толпы, справедливость в цифрах и свидетельствах.

Обобщив, всё это можно назвать так:  близость, схожесть чего угодно со всем остальным.

3.

Ранние интерфейсы Интернета предлагали только официальные буквы из Американского Стандартного Кода для Информационного Обмена (American Standard Code for Information Interchange (ASCII).

Разработанный и кодифицированный в начале 1960-ых  посредством неясного и затянутого сотрудничества между корпоративными технологами и правительственными бюрократами, ASCII (произносится как «эсс-ки», «ass-key» по-английски получается «ключ к заднице») основан на английском алфавите, и  состоит из букв, которые ныне нам известны по современным компьютерным клавиатурам.

Некоторые, наиболее интересные артефакты ранней Сети получили этикетку «ASCII-арт», и состояли из пиктограмм и других визуальных паттернов, сделанных из букв ASCII. Эмотикон – ранний и сравнительно простой тому пример.

ASCII-арт был эстетическим  провозвестником того, что позднее станет для Сети социальным видением культуры: Интернету суждено стать райским градом нашей мечты; глобально, обетованной хай-тек деревней. Став пристанищем, домом естественной, почти неизбежной демократической добродетели, он станет местом, в котором ваша личность сможет смешаться с толпой, её даже можно будет совсем скинуть; и сверхскоростной воздушный трамвай сможет перенести вас из верхнего города в низовья за несколько секунд, необходимых для регистрации и подписки на сногсшибательный порнографический сайт.

4.

Подобно тому, как фреска расцвела в часовнях и поместьях Ранней Современной Европы, золотой век ASCII-арта пришёлся на 1980-ые, на времена Usenet’а. Usenet развил функциональность и расширил объём BBS (электронных досок объявлений); штука была в том, чтобы аннулировать потребность в локальном сервере/hub, и вместо этого передавать информацию просто с одного сервера на следующий, с того на следующий, потом назад, вперёд, и так далее – подобно современной системе торрентов. Usenet опередил Интернет, создав интерфейс, созвучный структурной концепции Интернета: децентрализации, наиболее важной идеи в США в 1980-ых годах.

В придачу к эмотиконкам, основные работы ASCII-арта это – «Следя за стеной» и «Глупые коровы». «Стены» и «Коровы» были, как и эмотиконки, итеративны (повторялись), их создавало множество авторов, три из них можно рассматривать как самые ранние известные нам интернет-мемы.

Предположительно первая версия «Spying at the Wall» состояла из двух тире внизу строки, латинского «m,» ещё одного тире внизу строки, двух «o», ещё тире внизу, ещё одного «m,» и двух тире внизу. Рисунок изображает маленького вуайера (peeping Tom), который пялится изо всех глаз, руки-в-боки; его восхищённый, но непонятный взгляд, без конца путешествующий по расцветающей Всемирной Сети, подглядывающий «через стену»:

Подглядывает через стену

Начавшиеся вариации только придавали эмоциональной сложности.

НА САМОМ ДЕЛЕ подглядывает через стену

Подглядывает (в ужасе) через стену

Подглядывает (с подозрением) через стену

Подглядывает (удивлённо) через стену

Подглядывает (испуганно) через стену

ASCII-art техники развивались быстро. Линейный рисунок, представленный вверху развился в “шпионаж” за насекомыми и птицами, например такими:

Комар подглядывает через стену

Птица подглядывает через стену

Сова подглядывает через стену

Тогда как в вариациях с другими животными линейный рисунок приобрёл другой контур:

Динозавр подглядывает через стену

Дино подглядывает через стену

Гиппопотам подглядывает через стену

Дромадер подглядывает через стену

Верблюд подглядывает через стену

Дождевой червь подглядывает через стену

Развитие этого жанра можно понять сравнивая этого, видимо раннего, мотылька – он попроще:

Мотылёк подглядывает через стену

С этой, видимо, позднейшей, и более сложной версией:

Мотылёк подглядывает через стену

На втором вышеприведённом рисунке стена играет маловажную роль, разве что сообщает нам, что мотылёк отдыхает, а не летит. Идея «подглядывания» остаётся визуально неразвитой.

В «Возбуждённой великанше,  подглядывающей через стену», ни понятие стены, ни подглядыванье не служит никакой особенной цели,  разве что – приманкой публике, чтобы та полностью отдалась очередной фиксации.

Возбуждённая великанша, подглядывающая через стену

Изначальная итерация «Глупых коров» была сложнее, так что и её вариации были не такой свободной формы.

Корова

Однако премиза, так же, как и в «Стене» вызывала анатомический интерес

Корова с полным молока выменем

Та же корова после дойки

5.

ASCII-художники брали форму во многих различных направлениях, но наиболее распространённый образец, который они применяли к себе – это художники граффити. Так образовались “Стараяшколка” (“Oldskool”) and “Новаяшколка” (“Newskool”) ASCII-арта, названные не в честь периодов его развития, но скорее в связи с вибрациями моды; и вот ASCII-художники, очертя голову, кинулись жонглировать словами в рисунках и вовне их.

Вот, к примеру, недатированная сцена, созданная художником или художницей, назвавшимся “ejm”, не только живописует погоду, но и что-то замечает о ней:

А эта, более известная работа художника Роя (2007 г.) была создана в стиле «Новойшколки» и, будто предвещая беду, передаёт выражение «замкнутое общество» с помощью, главным образом, символов доллара:

Roy, Closed Society (2007). Screen capture of ASCII artwork.

6.

Распространение графических интерфейсов для Интернета положило конец временам расцвета ASCII-арта. Популярные веб-браузеры по-иному интерпретируют Интернет для пользователей, вовлеченных в общемировой прием и рассылку миллионов фрактальных электронных сигналов.

Первый коммерческий веб-браузер, Mosaic был выпущен в 1993 г. А первым видео live-стримингом в Сети было выступление 24 июня 1993 г. SoCal garage рок-группы «Severe Tire Damage» («Серьёзное повреждение покрышки»), чей басист в то время был главным исследователем в компании Ксерокс, в которой как раз и подходила к концу разработка прораммного обеспечения для live-streaming’а.

Следующие годы стали свидетелями того, как несколько разных компаний и брендов — главным образом Windows, Apple, и RealNetworks — в бешеном темпе пытались кодифицировать интернет-видео и узаконить форматирование образов.

В эти же годы мы видели и два других тренда: срастание Интернет-культуры с традиционной популярной культурой в таких фильмах, как «Хакеры» и «Сеть» (оба появились в 1995 г.), а также первое узнаваемое появившееся в сети авангардистское арт-движение. Художники середины 90-ых – Вук Чосич (Vuk Cosic), JODI, и Алексей Шульгин были отнесены критиками к направлению «нет.арт» (“net.art”) и надо отметить что, хотя работа под этим новым лейблом была чересчур разнообразна, все они испытывали одну и ту же жажду подорвать шаблоны восприятия, навязываемые веб-браузерами и кодифицированные корпоративным веб-дизайном.

Арт-коллектив JODI, например, создавал вебсайты, открывающие сразу так много окон, что браузеры выходили из строя и закрывались. Эта стратегия  была названа ими «крушение браузера» («browser crashing»).

В течение всех 90-ых годов, нет-артист Вук Чосич работал прежде всего с буквами и символами ASCII. Самая известная его работа -  «ASCII История Движущихся Образов», 1998 года. Эти серии  передают иконические сцены из истории кино и телевидения в буквах и символах ASCII. С выборками из Эйзенштейна, Хичкока и Антониони, в этих сериях умение Чосича выбирать достигает апогея. Ни в какой другой работе этого художника его репрезентативный метод так идеально не противоречит цели переработанного оригинала.

Юзер FILMDATA01 в 2008 обновил на YouTube работу Чосича – продемонстрировав ASCII-версию сцены из фильма «Глубокое горло» (Deep Throat, 1972).

Эстетический прием «ASCII Истории Движущихся Образов» Чосича чуть позднее одолжили братья Вачовски, использовавшие его в фильме 1999 года «Матрица» – где они с долей горечи попытались представить, каким покажется город-симулякр тому, кто сможет видеть сквозь его иллюзии.

7.

Сегодня ASCII-арт существует только как средство общения знатоков. Большинство сохранившихся произведений ASCII остаются недатированными, однако нижеследующая переделка аполлинерова “Il Pleut” была, возможно, создана, когда медиа-художники начали историзировать себя самих, где-то после 1998-ого года, в котором “Dancing Baby” стал первым Интернет-мемом, привлёкшим внимание корпоративной медиа и появившимся в новостях, попавшим в Fox’овский телесериал «Элли Макбил», удостоенный множества призов и наград.

А лично моя любимая работа ASCII-арта, тоже недатированная – это карта скитаний Леопольда Блюма по Дублину из «Улисса» Джеймса Джойса. Кропотливо сотканное повествование, эта работа, связывающая форму и содержание с целью обнажить условия своего появления, вызывает к жизни легенду города, в котором личные истории и страсти связаны в единое целое — никогда не сбывшуюся всемирную паутину.

Комментарии запрещены.