Два способа

Под созданием мифологического пространства понимается процесс формирования такой информационной среды, которая способствовала бы оптимальному восприятию политических мифов массовым сознанием. При этом создается психологическая атмосфера, при которой сознание электората оказывается наиболее подверженным внушению и различного рода психологическим манипуляциям.

Существует два основных способа формирования мифологического пространства: создание кризисной ситуации и создание информационного повода. Каждый из них в той или иной степени служит предпосылкой для конструирования политических мифологем.

Первый способ, а именно, создание кризисной ситуации, направлен на создание атмосферы неопределенности и страха. Ведь, как известно, миф рождается тогда, когда человек находится в состоянии депривации. В такие моменты рациональные заслоны перестают действовать, и сознание человека с легкостью «заглатывает» очередную порцию мифов. Например, по справедливому мнению Ю. Шевцова, «на парламентских выборах в России в 1995 году не последнюю роль сыграл экономический и идеологический кризис, позволивший многим партиям и кандидатам с помощью удачно сконструированных предвыборных мифологем пройти в Думу».

Аналогичная ситуация произошла на думских выборах 1999 года. Здесь роль катализатора политического мифотворчества сыграл дефолт 1998 года, вернее его экономические последствия. Проблемы, лежащие в экономической плоскости, стали центральными слоганами многих партийных программ.

Таким образом, можно сказать, что кризисные и острые события как бы подготавливают почву для создания политических мифов.

Другим инструментом формирования мифологического пространства является создание информационного повода. Под информационным поводом, согласно О. Феофанову, понимается «обоснованное появление политика в разделе о новостях в связи с каким-либо действием, событием, даже скандалом, и т. д., в котором он принимает непосредственное участие». При этом, событие должно иметь большой общественный резонанс, т. е. представлять интерес для значительной части электората.

Необходимо отметить, что информационный повод может основываться как на реальном событии, возникшем в ходе предвыборной баталии, так и на специально организованном с целью привлечения внимания СМИ. Такое специально организованное событие получило в западной политологии название «псевдособытия». Его главное назначение заключается в максимальной популяризации того или иного политика за счет раскручивания его в средствах массовой информации.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Комментарии запрещены.