Новая доктрина

В 1972 г. тогдашний министр иностранных дел М. Охира выступил с заявлением (оно было опубликовано в печати под заголовком «Новая внешняя политика»), в котором подчеркивались уникальность и особая ценность японской культуры и «долг японской нации… использовать во благо всего мира самобытные сокровища японской культуры». В 1970-е годы начался активный процесс учреждения всевозможных культурных фондов внутри страны и за ее пределами, создания культурных центров за рубежом, регулярный характер приняло прове­дение международных выставок и фестивалей, заметно расширился «ассортимент» культурного экспорта и т.д.

В 1980 г. Токио принял политическую доктрину под названием «Эпоха культуры», провозглашавшую, что исторический этап, когда руководящая роль в международных делах принадлежала высокоразвитым государствам Европы и США, а понятие «модернизация» рассматривалось как равнозначное понятию «европеизация», закончился. Был выдвинут тезис о неизбежности смены «эпохи модернизации» «эпохой культуры», которая будет ознаменована появлением общества, воплощающего в себе японский национальный идеал социальных отношений, принципиально отличный от западного и преодолевающий все его недостатки. Иными словами, Токио предлагал миру собственную модель общественного развития, опирающуюся на японскую культуру, реализация которой означала наступление эпохи «восстановления человечности» как антипода века «машинной цивилизации и материальной культуры».

Идеологической основой этой доктрины были теории об «уникальности японской нации и японской культуры» («нихондзин-рон» и «нихон бунка-рон»), получившие широкое хождение в стране на волне экономических успехов Японии на мировой арене. А реализацией их на практике стал курс правительства на широкую пропаганду за рубежом преимущественно традиционного культурного продукта с особым акцентом на его уникальность и самобытность, обращенный тем самым ско ее к прошлому, чем к настоящему или будущему. Именно в эти годы мир впервые заговорил о начавшейся культурной экспансии Японии, что в научном понимании означает «расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы». Народам многих стран предлагалось увидеть в первую очередь то, что исконно на Западе почиталось как японская экзотика, — самурайские фильмы, спектакли средневековых театров Но и Кабуки, выставки старинных японских картин, рекламные ролики о красоте японской природы и древней архитектуре, демонстрация традиционного искусства аранжировки цветов (икэбана\ показательные выступления борцов сумо и представителей других боевых искусств и т.д.

Кaтаcонoва Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

Комментарии запрещены.